Этот автомобиль особо малого класса стал плодом сотрудничества концерна Daimler AG и швейцарского бренда часов Swatch.
SMART означает «Swatch Mercedes Art» и одновременно характеризует «умность», проворство и ловкость этого городского миниатюрного автомобиля.
Прототип двухместной модели был представлен в сентябре 1995 года на Франкфуртском автосалоне.
В том же году началось строительство завода во Франции.
В 1997 году состоялась премьера серийной модели, а первые машины поступили в продажу в 1998-м.
Smart City отличает не только привлекательный и яркий экстерьер, но и довольно функциональное, несмотря на размеры, внутреннее пространство.
Автомобиль получил стальной несущий каркас «Tridion», который задавал форму кузова, а сменные пластиковые кузовные панели отвечали за дизайн и предлагались в разных цветовых вариантах с эмоциональными названиями: «jack black», «mad red», «hello yellow».
Отделка салона также включала разные сочетания цветов и материалов.
В октябре 1998 года была выпущена специальная модель ограниченным тиражом в 7500 экземпляров.
В этом варианте сиденья, карманы дверей, руль и рычаг селектора были обтянуты светлой кожей.
От серийных автомобилей на момент выхода Smart на рынок эту версию отличали соответствующий знак «limited/1» и значок, показывающий порядковый номер автомобиля.
В 1999 году с небольшим обновлением у «Смарта» появились новые цвета «true blue metallic», «aqua orange» и «aqua green».
В базовое исполнение Pure входили электрические стеклоподъемники и центральный замок, аудиосистема.
Более дорогая версия Pulse включала кожаный руль и алюминиевые диски, противотуманные фары.
В топовом исполнении Passion «Смарт» мог похвастать тем, что имел все самое необходимое: электрозеркала, тонированные стекла, кожаные сиденья и оплетку руля, подогрев сидений, аудиосистему с CD-чейнджером.
Кроме того, топ-версия привлекала стеклянной крышей, двухцветными задними фонарями, стандартной коробкой передач Softouch, кондиционером и датчиком наружной температуры.
Даже капсула безопасности «Tridion» в максимальной комплектации отличалась тем, что была серебристого цвета (у младших версий она была черной).
Базовым двигателем для Smart 1998-2002 стал бензиновый 0,6-литровый (599 куб.
см) трехцилиндровый турбомотор мощностью 45 л.с.
(70 Нм), работающий в сочетании с 6-ступенчатой механической или полуавтоматической коробкой передач — роботизированной трансмиссией Softouch.
Максимальная скорость мини-кара достигала 135 км/ч, а для разгона с места до 100 км/ч требовалось около 19 секунд.
В топовой комплектации устанавливался более мощный мотор, форсированный до 55 л.с.
В 2001 году появилась еще более мощная версия — с отдачей в 61 лошадиную силу.
Максимальная скорость оставалась без изменений, а время разгона до «сотни» сократилось до 17,2-16,8 сек.
С 1999 года на «Смарт» устанавливался и дизельный двигатель — самый маленький из тех, что оснащены системой Common-Rail.
Его рабочий объем составлял 0,8 л (799 куб.
см), а мощность 41 л.с.
Что касается экономичности, то в городском цикле Smart City Coupe потребляет около 6,1-6,3 литров бензина на 100 км или 3,9 л дизтоплива.
Объем топливного бака — 22 литра.
Передняя подвеска включает стойки МакФерсона с треугольными поперечными рычагами и стабилизатором.
Задняя подвеска — типа De Dion, с пружинами и стабилизатором.
Рулевое управление может быть оснащено электрическим усилителем.
Тормоза этого компактного автомобиля сделаны по традиционной схеме: передние — вентилируемые дисковые, задние — барабанные.
Длина кузова 2499 мм, ширина и высота 1519 и 1529 мм.
Колесная база 1811 мм, при этом автомобиль способен развернуться на площадке, ширина которой всего 7,4 метра.
Высота дорожного просвета машины 132 мм.
Масса автомобиля 720-730 кг.
Объем багажника 150 литров, а если сложить пассажирское сиденье, объем увеличивается до 363 литров.
Запасное колесо не предлагалось вовсе — в багажнике имелся набор для ремонта проколов.
Smart в 2000 году получил три звезды Euro NCAP из пяти возможных и две из четырех за безопасность пешеходов.
С одной стороны, результат всего лишь удовлетворительный, с другой — и это неплохо для столь компактного автомобиля тех лет, особенно учитывая, что немало машин получали и более низкие результаты.
В стандартное оборудование входили ремни безопасности с ограничителями усилия, передние подушки безопасности и система ABS, за доплату предлагались боковые подушки.
Однако важно отметить, что первые машины проявляли неустойчивость на высоких скоростях, поэтому уже с конца 1999 года все модели шли с перенастроенным шасси и электронным распределением тормозных усилий в дополнение к ABS, а также со стандартной антизаносной системой Trust Plus.
Smart — отличный выбор для жителя мегаполиса с точки зрения компактности.
Малые размеры делают его невероятно удобным при парковке в ограниченных пространствах, а в потоке он не потеряется благодаря достаточной для его веса мощности двигателей.
Но ресурс мотора невелик, ходовая довольно жесткая, кроме расходников запчасти преимущественно на заказ.
Стоит учитывать повышенное внимание зевак и даже неуважительное отношение к «малышу» со стороны некоторых водителей.